Глоссаторы в римском праве это

Глоссаторы в римском праве это

Глоссаторы в римском праве это

В конце XI в. в Болонье возникает университет, который приобретает скоро всемирную известность и делается центром возрождающейся юриспруденции. Первые зачатки этой школы, однако, и доныне не вполне выяснены.

Чем же объясняется такой быстрый расцвет Болонской школы и в чем состоит ее значение в истории юриспруденции?

44. Дальнейшее изучение римского права

[494] Legum doctores – доктора права . (Пер. ред.) [495] Quattuor doctores – четыре доктора . (Пер. ред.) [496] Scholares non sunt boni pagatores, quia volunt scire, sed nolunt solvere… Scire volunt omnes, mercedem solvere nemo – студенты нечестны, так как хотят знать, но не хотят платить… Знать хотят все, платить плату – никто . (Пер. ред.) [497] См.: Glossa Irnerii, напечатанная в приложении у П.Г. Виноградова. [Виноградов П.Г.] Римское право в средневековой Европе. С. 97. [498] Ficta aequitas – фиктивная справедливость . (Пер. ред.) [499] Aequitas Martiniana – мартинианская справедливость ; aequitas bursalis – школярская справедливость . (Пер. ред.) [500] См.: Покровский И.А. Естественно-правовые течения в истории гражданского права. С. 9 и сл. [502] Magnus philosophus – великий философ ; erat magister in theologia antequam inciperet leges – был магистром теологии, прежде чем занялся правом . (Пер. ред.) [503] См. статью о нем В.С. Соловьева в словаре Брокгауза и Эфрона. [505] Ut ex principiis universalibus juris particularia artificialiter inveniri possint – чтобы из универсальных принципов частные вопросы права искусно могли быть выведены . (Пер. ред.) [506] Glossarum glossas scribunt – пишут глоссы к глоссам . (Пер. ред.) [507] Специальные обозначения логических приемов схоластики. (Прим.ред.) [508] Ср.: Sohm R. Institutionen des röhmischen Rechts. 14#8209;te Aufl. 1911. S. 163–173. [509] Rationes necessariae – необходимых предпосылок . (Пер.ред.) [510] Jus positivum ad jus naturale reducatur et cum ipso concordet – право позитивное сводилось к праву естественному и с ним содружествовало . (Пер. ред.) [511] Lex generalis – общий закон . (Пер. ред.) [512] Подлые правоведы вместо искусные правоведы (игра латинскими словами perditus – peritus). (Прим. ред.) [513] Juristen böse Christen (нем.) – юристы – плохие христиане . (Пер. ред.) [514] Antitribonian – Против Трибониана . (Прим. ред.)

http://civil.consultant.ru/elib/books/25/page_31.html

Рецепция римско-византийского права в Древней Руси: различные редакции Кормчей книги, Мерило Праведное

«Правда есть твердая и постоянная воля, воздающая каждому свое – справедливое. Свойства правды: честно жить, другому не вредить, воздавать каждому свое. Мудрость правды заключается в познании вещей божеских и человеческих, справедливого и несправедливого».

«Закон есть общее повеление, – мудрых мужей установление, вольных и невольных грехов исправление или пресечение, общее уложение города; он есть также божественное изобретение. Благодеяние закона в том, что он повелевает, запрещает, дозволяет и наказывает».

Восприятие РП началось с принятия христианства. Рецепция принималась через церковь.

Номо-канон – собрание светского церковного права

Кормчая книга-перевод византийских номо-канонов

Мерило праведное – судебник для светского праведного суда

49. Школа глоссаторов и школа постглоссаторов (комментаторов): основные деятели и произведения.

С начала XIII в. папы предоставляют большим ученым возможность преподавать в других высших школах. Лучшие универси­теты Запада стали привлекать еще больше слушателей. Суще­ствовал даже обычай посещать несколько университетов в раз­ных странах.

К концу XIV в. в европейских странах насчитывалось до 50 университетов. Самыми самостоятельными были университеты в Кембридже и Оксфорде.

Постглоссаторы стали в XII—XIV вв. раз­работчиками всеохватывающего критическо-догматического под­хода к праву в двух вариантах:

1. право выводилось из ра­зума и сводилось затем к некой максиме наподобие древнерим­ского принципа воздавай каждому свое, причитающееся ему по праву ;

2. сводилось к писаному праву, действующему в суде или в управляющей деятельности государственных учреж­дений.

Ирнерий-основатель школы глоссаторов , Аккурсий

Метод-комментирование текстов дигестов + их обобщение, установление связей, распространение РП по всей Европе.

Постглоссаторы: Бартол, Бальд

50. Рецепция римского права на Западе: mos italicus и mos gallicus.

д. Кризис mos italicus. Гуманизм в праве. Mos gallicus: Куяций и Донелл. Идеи естественного права и пандектистика. Немецкая «историческая школа права»

http://infopedia.su/4x12f8.html

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

ВОСТОКА И ЗАПАДА

РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

В течение XI-XIII вв. в Западной Европе повсеместно учреждаются университеты, в которых изучается и преподается римская правовая культура.

Разбирая глоссы, комментаторы старались обнаружить в них некие общие принципы, из которых выводили сугубо логическим путем принципы частные. Последние в свою очередь подвергались классификациям по каким-либо чисто формальным признакам.

1. D.1.1.4: «Освобождение от рабства относится к праву народов» — (Одофред 2

Источник: http://www.otvetjurista.ru/juridicheskie-i-grazhdanskie-prava/glossatory-v-rimskom-prave-jeto.html

Глоссаторы итальянские юристы в XIXIII вв

Глоссаторы в римском праве это
Юридический сленг

Лишние деньги всегда желанны. Верно изготовленный образец поддержит в решении трудностей при изготовлении заявления. Это откроет возможность сберечь ресурсы на договоре юриста. Прежде чем переписывать бланк, как правило необходимо внимательно проверить написанные в нем пункты статей кодексов. За истечением времени они вероятно могли утратить свою актуальность.

Глоссаторы – итальянские юристы в средние века, которые толковали и комментировали римское право посредством составления заметок (тогда это назвалось «глосс») на полях текстов римских кодексов. Школа глоссаторов была основана Ирнерием, ее ученики считали римское право абсолютной истиной или «писанным разумом».

Глоссаторы видели своей задачей выявление точного смысла античных норм, при этом, не меняя ничего в их содержании. Нельзя не отметить, что деятельность итальянских глоссаторов имела огромное значение в дальнейшем развитии римского права в Европе.

Когда, в последующем, школу глоссаторов сменили на постглоссаторов, в качестве первичных материалов последние использовали именно работы своих предшественников.

глоссатор-это-

Marina Мыслитель (7026) 5 лет назад

ГЛОССАТОР (лат. англ. glossator) – толкователь устаревших и малоупотребляемых слов и выражений, встречающихся в каком-либо древнем, преимущественно юридическом, произведении; лицо, дающее толкование законов или судебных решений; в Италии в XI-XIII вв. Г. – профессор римского права, изучавший и комментировавший текст кодификации Юстиниана (см. также Кодекс Юстиниана) .

Г. принадлежала важная роль в рецепции римского права. Центром деятельности Г. был созданный в конце XI в. Болонский университет, где впервые и стал употребляться термин «Г. » для обозначения профессоров римского права и их учеников, занимавшихся преимущественно созданием глосс.

Галина Манакина Мыслитель (7306) 5 лет назад

ГЛОССАТОР – лицо, дающее толкование законов или судебных решений

См. также в других словарях:

ГЛОССАТОРЫ — лат. от греч. glossa, язык. Толкователи, преимущественно объяснявшие в средние века corpus juris civilis, в Болонье. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д. 1865.… … Словарь иностранных слов русского языка

ГЛОССАТОРЫ — (позднелат. glossator, от гр. glossa, здесь устаревшее или редкое слово, требующее пояснения) в Средние века итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских кодексов.… … Юридический словарь

ГЛОССАТОРЫ — в средние века (11 13 вв.) итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских кодексов и законов. Школа глоссаторов основана итальянским юристом Ирнерием в Болонье … Большой Энциклопедический словарь

ГЛОССАТОРЫ — (ср. лат. glossator) Толкователи старинных и малоупотребляемых слов и выражений, встречающихся в каком либо древнем (обычно юридическом) тексте; лица, дающие толкование знаков или судебных решений. В Италии в XI XIII вв. глоссаторы юристы,… … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Глоссаторы — (позднелатинское glossator, от греч. glossa, здесь устаревшее или редкое слово, требующее пояснения)         школа юристов 11 13 вв. возникшая в Болонском университете (Италия). Примечания, которые Г. делали на полях и между строк изучаемых… … Большая советская энциклопедия

Глоссаторы — профессора римского права в Болонском университете и их ученики, занимавшиеся изучением этого права в течение XII и XIII вв. и названные так по преобладающей форме своих трудов, глоссе (см. Болонский унив. и Глосса). В истории науки римского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ГЛОССАТОРЫ — (позднелат. glossator, от греч. glossa устаревшее или редкое слово, требующее пояснения) в средние века (XI ХГО вв.) итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских… … Энциклопедический словарь экономики и права

ГЛОССАТОРЫ — (лат. glossator от греч. glossa, здесь: устаревшее или редкое слово, требующее пояснения) в средние века (XI XIII вв.) итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских… … Энциклопедия юриста

глоссаторы — (позднелат. glossator, от гр. glossa, здесь устаревшее или редкое слово, требующее пояснения) в Средние века итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских кодексов.… … Большой юридический словарь

глоссаторы — (ср. лат. ед. ч. glossator). Толкователи встречающихся в тексте малоупотребительных слов и выражений (глосс) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Значение термина Глоссаторы в Энциклопедии Юриста

Глоссаторы – лат. glossator от греч. glossa, здесь: устаревшее или редкое слово, требующее пояснения

Глоссаторы – в средние века (XI-XIII вв.) итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских кодекс ов и закон ов. Основателем школы Глоссаторы был Ирнерий, работавший в городе Болонье.

Глоссаторы считали римское право “писанным разумом”, абсолютной истиной и видели свою задачу в том, чтобы выявить точный см. ысл античных норм, ничего не меняя в их содержании. Деятельность Глоссаторы имела большое значение для последующей рецепции римского права в Европе.В XIV в. Глоссаторы см.

енила школа постглоссаторов (консилиаторов). центром деятельности которой была Франция. Усилия постглоссаторов были направлены уже на очистку и переработку римского права, приведение его в строгую систему, приспособление к новым историческим условиям и согласование с местным право м.

В качестве первичного материала для своих исследований постглоссаторы использовали работы Глоссаторы

Источники:
mosadvokat.org, otvet.mail.ru, dic.academic.ru, eyu.sci-lib.com

Следующие статьи:

Источник: http://bfmac.com/yuridicheskij-sleng/glossatory-italyanskie-yuristy-v-xixiii-vv.html

Рецепция римского права. Глоссаторы и постглоссаторы

Глоссаторы в римском праве это

Первые опыты заимствований из римского правоведения при­ходятся на VI в., когда победоносные варвары образовали новые государства в Галлии и Испании. Они разрушили многие памят­ники искусства и науки, но оставили в сохранности многие ин­ституты и конструкции римского права.

Этапы рецепции римского права

Первыми такими заим­ствованиями стали сборники правовых обычаев и римских законов в Бургундской правде (494 г.), Бревиарии Алариха (506 г.; вплоть до XI в.

имел название Законов римских вестготов, а затем до XVI в. — Бревиарии Алариха). Римское правовое наследие ис­пользовалось в церковном праве, а также в церковной литургии.

Римское право особенно укоренилось в Южной Франции и Средней Италии.

Следующей стадией стало изучение и реципирование Сво­да законов Юстиниана, ее конечная фаза приходится на XV— XVI вв.

Германские государи воспринимали себя в то время непосредственными преемниками римских императоров и потому считали возможным покровительствовать изучению и адаптированию конструкций римского императорского (монархи­ческого) законодательства.

Это покровительство находило поддер­жку (более давнюю) также в западной церкви, для которой римское право было воплощением более высокой культуры по сравнению с памятниками варварских правд. В то время церковь также воспринимала себя как хранительницу духа римского за­коноведения.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Реципирование римского права в странах Европы проходит три стадии :

  1. комментирование глоссаторами (от слова “глосса”, означавшего на средневековой латыни иностранное, непонятное слово, а также его истолкование);
  2. все­охватывающая критическо-догматическая работа по перетолкова­нию и согласованию римского наследия с действующим правом;
  3. приспособление его к новым социальным условиям наци­онально-государственного существования европейских народов.

Рецепция римского права ускорялась вместе с ростом потреб­ностей в правовом регулировании торговли, морских перевозок, развитием кредитования и новых форм собственности. Рецепция не исключала критики и сдержанности по мере реципирования рим­ских институтов и норм: рецепция могла быть полной, частичной, периодической и т.п. В Чехии позднего средневековья римское право уподоблялось по силе действия железному обручу. В Анг­лии, наименее затронутой римским влиянием, знатоки права и обычаев систематически прибегали к заимствованию из римского и канонического права. Во многих европейских школах XVI— XVII вв. учили составлению юридических документов, и это явля­лось составной частью обучения риторике.

В позднем средневековье римское право стало конкурировать с национальным (Франция, Германия) и нередко менялось под воздействием этой конфронта­ции. В Германии реципированное римское право получило наи­менование “современное римское право”.

В XII в. Фридрих Барбаросса, германский император, назвал римское право “всемирным правом”. В XVI в. его называли “пи­саным разумом” и “юриспруденцией, висящей в воздухе”. В XIX в. юрист Моддерман (1888 г.

) назвал его “правом общим, высшим и научным”.

Глоссаторы

Глоссаторы, или экзегеты (толкователи), творчество которых приходится на XI—XII вв.

, были заняты объяснением смысла отдельных законов, логически-связным из­ложением целых учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источниками права (элемент собственно догматический).

Римское право из­лагалось в целом, без увязки с расположением титулов и книг в Своде Юстиниана: здесь уже имел место элемент систе­матический с более самостоятельной и творческой формой все той же догматической обработки позитивного римского права.

Особую проблему для глоссаторов составило расхождение между нормой права и соображениями справедливости.

В доглоссаторский период исходили из того, что несправедливая норма может быть отвергнута в процессе применения и заменена пра­вилом, сообразующимся с требованием справедливости.

Позднее Ирнерий, глава школы глоссаторов, и Болонская школа требова­ли отказа от “субъективных представлений о справедливости” и возлагали разрешение конфликта между нор­мой закона и справедливостью на усмотрение законодательной власти.

Болонская школа глоссаторов превратилась из городской в общую для всех народов, в Общую школу (так поначалу назы­вали университеты). Начиналось это обучение с богословия и юриспруденции. В XI в. здесь возникло объединение учащихся, прибывших из разных мест для изучения юриспруденции.

Болон­ская школа была создана на пожертвования знатного семейства и при поддержке папы римского.
Слушатели получили право на то, чтобы иски и обвинения против них разбирались местным епископом или тем преподавате­лем, у которого каждый из них занимался.

У папы университет имел защиту от городских властей. Клирикам поступление в школу было облегчено папой.

За счет церковной казны обеспечивались общежития для бедных студентов (их именовали коллегиями и бур­сами): преподавателям, плохо обеспеченным взносами студентов, часто предлагались бенефиции, т.е. определенные доходы с церков­ного имущества.

В университете присуждались различные ученые степени в зависимости от уровня освоения школьной науки. Ректор считал­ся основным духовным наставником.

Присуждение ученых степеней производилось по образцу цеховых ремесленников — только после предваритель­ного испытания их познаний.

Высшим было звание “доктор” (ученый), оно соответствовало званию “мастер” у ремесленников и давало право преподавать вполне самостоятельно и в свою очередь брать в учение других. Кроме одобрения от товарищей требовалось еще одобрение от духовных властей.

С начала XIII в. папы предоставляют большим ученым возможность преподавать в других высших школах. Лучшие универси­теты Запада стали привлекать еще больше слушателей. Суще­ствовал даже обычай посещать несколько университетов в раз­ных странах.
К концу XIV в. в европейских странах насчитывалось до 50 университетов. Самыми самостоятельными были университеты в Кембридже и Оксфорде.

Постглоссаторы

Постглоссаторы стали в XII—XIV вв.

раз­работчиками всеохватывающего критическо-догматического под­хода к праву в двух вариантах:

  1. право выводилось из ра­зума и сводилось затем к некой максиме наподобие древнерим­ского принципа “воздавай каждому свое, причитающееся ему по праву”;
  2. сводилось к писаному праву, действующему в суде или в управляющей деятельности государственных учреж­дений.

Задача юриста, согласно Раймонду Луллию (1234—1315 гг.), заключается в том, чтобы “позитивное право редуцировать к пра­ву естественному и согласовать с ним”.

На практике это свелось к выработке умения укреплять престиж и властный авторитет права писаного при помощи указания на его близость и согласованность с правом естественным.

Для этого приходилось “немало изощрить ум юриста и само профессиональное искусство толкования права” (А. Стоянов).

Некоторые постглоссаторы рассматривали естественное пра­во как одну из “лучших частей римского права” (наряду с пра­вом народов), которая имеет универсальный характер и потому подходит для всех времен и народов.

Однако такому восторжен­ному практицизму мешали сами факты реального усвоения рим­ского права.

Полной рецепции римского права нигде никогда не было и не могло быть по той причине, что и сам Свод Юсти­ниана не был ни полным, ни полностью адекватным собранием римских узаконений всех времен.

Некоторые важнейшие положения римского права были восприняты в сильно искаженном или заново перетолкованном виде. Например, первыми наслед­никами и перетолкователями стали христианская церковь и xpистианские общины, хотя сами они были сообществами, основан­ными не на праве, а скорее на известных моральных заповедях и, кроме того, идеях аскетизма, религиозно-общинной солидар­ности и т.д.

К началу XVI столетия схоластические приемы изучения рим­ского права утрачивают общественные симпатии и возвышаются приемы гуманистического направления — источники права начи­нают изучать в их связи с живой действительностью, а также с античной литературой, историей, искусством. В отличие от глос­саторов и постглоссаторов гуманисты рассматривали право с фи­лологической и исторической сторон и вместо комментирования фрагмента за фрагментом приступали к систематическому изложе­нию права.

Значение римского права в общественной жизни средневеко­вой Европы можно резюмировать следующим образом.

Во-первых, оно позволило раскрыть многие закономерности в эволюции пра­ва, которые не были выявлены в процессе изучения истории права отдельных стран, и, во-вторых, дало возможность понять многое и в самой социальной организации стран Западной Европы.

Рим­ское право стало фактором интеграции и гармонизации интересов различных средневековых корпораций (государственных, церков­ных, городских). Оно стало авторитетной системой особого рода мышления и формулирования ценностей духовного и практическо­го назначения.

Не менее существенна роль римской юридической конструкции, воспринимающей в качестве субъекта правоотноше­ний абстрактного (внесословного) человека и давшей впоследствии возможность для конструирования неких исходных и “естествен­ных” прав человека в делах и заботах общеустроительных (консти­туционных).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/retseptsiya-rimskogo-prava-glossatori-i-postglossatori

На пенсии
Добавить комментарий