Конституция и конституционализм исходные начала конституционализма

Общая часть

Конституция и конституционализм исходные начала конституционализма

Тема посвящена обзору генезиса научно-практической парадигмы конституционализма, рассмотрению понятия и содержания современного конституционализма.

Цели изучения темы:

  • – понять истоки конституционализма;
  • – рассмотреть идеи ученых, с учетом которых формулировался концепт конституционализма;
  • – проанализировать конституционные акты, составляющие нормативную основу конституционализма;
  • – ознакомиться с подходами к определению современного конституционализма;
  • – рассмотреть понятие и содержание современного конституционализма.

Ключевые термины и понятия: конституционализм, конституция, генезис конституционализма, современный конституционализм, содержание современного конституционализма.

Генезис научно-практической парадигмы конституционализма

Конституционализм относится к тем фундаментальным ценностям мировой культуры, которые человечество совершенствует на протяжении всей его истории.

Теоретические истоки конституционализма заложены в юридико-правовых, философских, исторических, культурологических взглядах мыслителей прошлого.

Исторически они обогащаются, наполняются качественно новым содержанием, перманентно развиваясь, отражают реалии современности.

В генезисе конституционализма как социально-правового феномена можно выделить три периода (с соответствующими этапами): становление (предысторию), развитие (историю) и системное формирование.

Основой предложенной периодизации является хронологический принцип, соответствующий исторической логике возникновения и развития конституционно-правовых идей, теорий, принципов и их институционального оформления.

Истоки конституционализма прослеживаются с античных времен. Период до появления первых буржуазных конституций – это предыстория конституционализма.

В рамках этого периода можно выделить следующие этапы: Античность (VII вв. до н. э. – III в.); раннее Средневековье (IV-X вв.); классическое Средневековье (вторая половина XI – конец XV в.

) позднее Средневековье – раннее Новое время (XVI-XVII вв.)

Развитие конституционализма (начало собственно истории) приходится на период Нового времени (XVI1-XIX вв.)

Конституционализм и конституция

Конституционализм тесно связан с конституциями. Эта связь выражена прежде всего в том, что нормативной основой конституционализма является конституция определенного государства и его конституционное законодательство.

Кроме того, между этими феноменами прослеживается и терминологическая взаимосвязь, поскольку конституционализм происходит от слова comtitutio (конституция), поэтому аксиоматичным является то, что конституционализм невозможен без конституции. При этом конституция может быть писаной и неписаной, кодифицированной и некодифицированной.

Главное, что конституционализм должен опираться на нормативную базу конституционного характера, которая, как правило, представлена в большинстве государств мира конституциями и конституционным законодательством. Истоки конституционализма возникают значительно раньше, чем появляются первые конституции. Как справедливо отметил М. Ф.

Орзих, конституционализм относится к тем явлениям, которые “возникли значительно раньше, чем сформировались представления о них”[1].

Так, “первопричиной” конституционализма можно считать духовно-нравственные постулаты периода Античности и восточных цивилизаций.

Интерес представляют те основополагающие морально-правовые правила, аналоги которых – демократические идеи устройства общества и государства – нашли свое отражение (и прямое закрепление) в конституционных актах периода буржуазных революций.

В период Античности возникает юриспруденция как система понятий и категорий, позволяющая анализировать и синтезировать представления о правилах общежития, основанных на принципе формального равенства, равной меры свободы, признания и защиты индивидуальных интересов.

Формируется римское право, утверждается рационалистический подход к праву. В. С.

Нерсесянц, анализируя развитие правовой мысли этого периода, обоснованно считает, что “первичные мифологические представления (Гомер и Гесиод) медленно уступают место философскому подходу (“мудрецы”, Пифагор, Гераклит, Демокрит), формирующимся рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права”[2]

Идеи незыблемости закона, справедливости и свободы, без которых трудно представить концепцию конституционализма, “воспевались” в архаический период (VII–VI вв. до н. э.) Гомером (“Илиада” и “Одиссея”), Гесиодом (“Труды и дни”) и др.[3]

Плодотворный для развития правовой мысли отход от мифологических представлений о социально-правовом укладе жизни людей, их взаимоотношениях и взаимосвязи с властью (богами) представляют “семь мудрецов” – Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул, Хилон.

Особый интерес вызывают учения “эллинского мудреца” Пифагора и его последователей. Именно у пифагорейцев равенство впервые приобретает юридическое звучание. Пифагор под равенством понимал меняющуюся меру каждого подходящего случая, а не единую меру и общий масштаб для различных случаев[4].

Мыслитель составлял законы для некоторых итальянских городов (например, законы для

Кротона) и обобщил свой опыт в “поучениях для законодателей”.

В аспекте поиска парадигмы конституционализма, одной из предпосылок которого являются признание и защита обществом и государством собственности, интересен принцип “не писать законы народу, что не имеет собственности”, поскольку “гражданин без собственности не имеет отечества”, а также призыв “любить Правосудие (вместо богов. – А. К.), добавив к нему добродетели и умеренность”[5].

Одним из первых видов демократического устройства государства и общества стала Афинская демократия. Своего расцвета Афинское государство достигло при Перикле (ок. 495-429 гг. н. э.). Его речь “Фукидид. История” можно рассматривать как своего рода кредо древнейшей европейской демократии.

Анализ этой работы позволяет выделить основные аспекты демократии: принадлежность власти народу и наличие представительных органов управления (“поскольку у нас городом управляет не горстка людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством (демократией)”); равноправие – юридическое равенство (“в частных правах все пользуются одинаковыми правами по законам”); замещение государственных должностей не по сословному принципу или имущественному цензу, а на основании личных качеств и способностей (“на почетные государственные должности выдвигают каждого согласно его заслугам, поскольку он чем-то отличился не из-за принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести”); свобода (“в нашем государстве мы живем свободно”); законность (“в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним, подчиняясь власти и законам”)[6].

Древнегреческим полисам изначально были присущи политическая демократия и политическая свобода для свободных граждан, которые имели определенные права, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесиях), в осуществлении правосудия, право на частную собственность, возможность осуществления различных сделок, право на свободу слова и т. д. Именно наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало основу для формирования гражданского общества и гражданских законов[7], что является важной предпосылкой конституционализма.

Древнегреческая демократия погибла, однако формы прямой демократии, права человека и гражданина, система их гарантий, механизм прямого законотворчества и другие достижения афинской демократии вошли в интеллектуальный багаж теории и практики мирового конституционализма.

Особый интерес в аспекте раскрытия генезиса конституционализма представляет римское право, которое было основной правовой системой в Средиземноморье.

Именно римские юристы сформулировали положения, вошедшие в сокровищницу общечеловеческих ценностей: принцип естественного равенства людей, гуманности в толковании и применении закона, принцип содействия свободе личности и т. д.

Расцвет римской юриспруденции приходится на “Золотой век” Рима (I–III вв. н. э.). В этот период популярность правоведения была настолько высокой, что ее активно использовали принцепсы для укрепления верховной власти.

Римские юристы рассматривали право (jus) как сложное многоаспектное явление, выделяя естественное (jus naturale) и позитивное (lex) право. Под позитивным правом понимались законы, эдикты магистров, решения сената, конституции императоров и т. д.

Естественное право трактовалось как космический закон и порядок в природе и обществе, благодаря которому люди могли различать должное и недолжное, преступное и законное, как “то, чему природа научила все живое”, “всегда является справедливым и добрым”.

Поэтому был сделан вывод о необходимости корреспондирования lex с jus naturale, согласно которому позитивное право не могло противоречить основополагающим принципам общего порядка и природной гармонии – справедливости (aequitas), гуманизма (humanitas), доброй совести (bonafides)[8].

Важно то, что в период Древнего Рима институт собственности, становление и развитие которого является одной из предпосылок формирования парадигмы конституционализма, рассматривался как важнейший постулат общественного и государственного устройства. Так, Цицерон, отстаивая институт собственности, ссылаясь на стоика Панетия, утверждал, что причиной образования государства как “общего правопорядка” является охрана собственности.

Предпосылки конституционализма периода раннего Средневековья усматриваются в “варварских правдах” (“Салическая правда” Меровингского королевства франков[9], “Аламанская правда”[10], “Баварская правда”[11]) и Эдиктах королей, содержащих ростки основных институтов конституционализма и тех принципов, которые в дальнейшем получили свое развитие и закрепление в конституционно-правовых документах периода классического и позднего Средневековья. Данные документы в аспекте конституционализма интересны прежде всего тем, что в них отражена сама идея права, правового регулирования основ государственности, правосознание средневековых франков и германцев, закреплена такая (имеющая инструментальное значение для системы конституционализма) категория, как власть.

Памятки Византийского законодательства 1Х-Х1 вв. свидетельствуют о высокой правовой культуре этой страны. Что же касается государственной власти, то в этот период устанавливается императорская власть, вводятся общегосударственные законы вместо неписаных местных обычаев.

Закон становится средством усиления авторитарной власти византийских императоров. “И поскольку Он (Бог. – А. К.

) вручил нам императорскую власть, мы считаем, что ничем не можем отдать Богу должное быстрее и лучше, чем управлением доверенными им нам людьми – по закону и с правосудием”[12].

Правосудию уделялось большое внимание, в частности устанавливались принципы правосудия: “выносить решения …согласно истинной справедливости”, “не пренебрегать бедными”, ставить стороны “в равные условия”, “воздерживаться от любого приема подарков”[13].

Вторая половина XI в. знаменовала собой начало классического Средневековья. В этот период особый интерес представляет городское право, с возникновением которого связаны формирование гражданского общества, появление “конституционно-договорного” источника права – городского устава.

Нормы городского права закрепляли принципы городской демократии, право участия горожан в городском управлении, суде, закрепили принципы личной свободы горожан, их формальное равенство перед законом.

Все эти положения являются тем “островком”, который в предыстории конституционализма имеет судьбоносное значение, поскольку именно в этот период зарождаются демократические принципы конституционализма.

Нормы городского права периода Средневековья отражены в городских хартиях, которые сочетали в себе конституционные установления, а также нормы уголовного, торгового и иного права. Например, “Хартия Страсбурга” (1189 г.) закрепляла источник, субъектов и порядок организации власти в городе[14].

Одной из институциональных составляющих конституционализма является местное самоуправление как институт гражданского общества, показатель демократичности государства, необходимый элемент конституционного строя. Система конституционализма является неполной без публично-самоуправленческой власти.

В этом отношении особый интерес представляет право Магдебурга, которое, подобно Руанской хартии во Франции или фуэрос (хартии) Куэнка на Пиренейском полуострове, стало моделью муниципального устройства для городов Германии и Центральной Европы. Магдебургское право возникло в XII в.

, первые его записи относятся к XIII в. На их основе в конце XII – начале XIV в. был создан Вульгату, или Саксонский Вейхбильд, – запись обычного права городов Саксонии. Другой системной записью Магдебургского права стал Мейсенский сборник середины XIV в.

, или “Магдебургский цветок”, составленный юристом Николаусом Вурмом[15].

Источник: https://pidruchniki.com/76394/pravo/vvedenie_konstitutsionalizm_zarubezhnyh_stran

Конституция и конституционализм исходные начала конституционализма

Конституция и конституционализм исходные начала конституционализма

2. Конституция и конституционализм

Рассмотрению понятия и сущности Конституции России важно изучить такое явление, как конституционализм, который предваряет и обеспечивает действие и развитие Конституции.

Конституционное законодательство (нормативно-правовой фундамент) состоит из нескольких частей:

1) конституции государства. Конституция одновременно является основным источником всей системы права и источником закрепления важнейших принципов организации общества: политических, правовых, социальных, нравственных, духовных;

2) конституционно-правовых институтов, которые могут быть закреплены как в конституции, так и в иных нормативных правовых актах или решениях судов;

3) правовой системы страны, которая создана и применяется в соответствии с конституцией государства.

Таким образом, конституционализм является комплексным образованием и имеет несколько аспектов: идейно-теоретический; нормативно-правовой; функциональный (практика, охрана); духовно-нравственный.

Развитие постиндустриального общества увеличило число социальных элементов в современной политике, что обусловило широкий подход к конституционализму.

К наиболее значимым конституционным ценностям можно отнести:

– наличие конституции как средства ограничения власти государства, установления границ государственной власти, связанность этой власти законом, правом;

– участие народа в осуществлении государственной власти, в т. ч. непосредственно;

– свобода и достоинство личности как важнейшей ценности общественного строя;

– правильная организация системы органов государственной власти, при которой не допускается монополизация власти одним лицом или одним органом;

– наличие представительных органов государственной власти и развитая избирательная система, выборность органов государственной власти;

– наличие реальных средств защиты закрепленных основных прав и свобод личности, политического и идеологического плюрализма и др.;

– наличие общественного сознания, построенного на том, что положения конституции и практика их реализации действительно направлены на достижение лучшей модели справедливого общества[16].

http://velib.com/read_book/litagent_justicinform-bezrukov_andrejj_viktorovich/konstitucionnoe_pravo_rossii/tema_2_konstitucionnoe_razvitie_i_konstitucija_rossijjskojj_federacii/2_konstitucija_i_konstitucionalizm/

Общая часть

Тема посвящена обзору генезиса научно-практической парадигмы конституционализма, рассмотрению понятия и содержания современного конституционализма.

– понять истоки конституционализма;

– рассмотреть идеи ученых, с учетом которых формулировался концепт конституционализма;

– проанализировать конституционные акты, составляющие нормативную основу конституционализма;

– ознакомиться с подходами к определению современного конституционализма;

– рассмотреть понятие и содержание современного конституционализма.

Ключевые термины и понятия: конституционализм, конституция, генезис конституционализма, современный конституционализм, содержание современного конституционализма.

Конституционализм

Конституционализм – доктрина, связанная с принятием и действием конституции как особого документа, регулирующая особую группу общественных отношений, власти и человека.

1. Демократичный способ разработки и принятия конституции.

2. Высшая юридическая сила конституции; конституционный нормоконтроль.

3. роль конституции как юридического, политического и идеологического документа.

4. Переход от инструментальных к социальным конституциям.

5. Почитания связанности государства и общества правом и законом.

6. Высокий авторитет человеческой личности, уважение ее достоинства.

7. Участие народа в осуществлении власти\

Позитивные проявления реализации доктрины и конституционализма в России:

1. Факт формирования важнейших конституционных принципов.

2. Новации в законодательстве, произведенные под влиянием Конституции.

3. Сформировавшаяся практика конституционного правосудия.

4. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ.

5. Стабильность конституции.

6. Признание и гарантирование государством естественных прав человека

7. Формирование независимой судебной власти.

Проблема Российского конституционализма:

1. проблемы российского федерализма (фиктивность федерализма);

2. Взаимоотношение и порядок формирования ряда федеральных органов власти (совет федерации, взаимоотношения президента РФ и исполнительной власти);

3. Неконституционная правоприменительная практика;

4. Внутренняя противоречивость отдельных положений Конституции РФ;

5. Дискреционные положения Президента РФ;

6. Неконституционные нормотворчество субъектов РФ;

7. Отсутствие полноценного механизма реализации конституции прав и свобод;

Конституционно-судебный контроль

Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Юридическая сила решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт.

Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.

Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд.

Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства).

Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.

Характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности.

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль– это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

http://studfiles.net/preview/6190453/page:6/ Комментариев пока нет!

Источник: http://www.otvetjurista.ru/konsultacii-specialistov/konstitucija-i-konstitucionalizm-ishodnye-nachala.html

Соотношение понятий конституция и конституционализм

Конституция и конституционализм исходные начала конституционализма

Конституция – это важнейший и основной политико-правовой нормативный, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (человеком и гражданином).

Конституционализм — 1) правление, реально ограниченное конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления; 2) политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя.

Конституционализм – это сложная, многогранная государственно-правовая категория, как в практическом, так и в теоретическом плане. Особое значение имеет и теоретическая разработка проблематики конституционализма. Сложных, мало разработанных вопросов здесь предостаточно. Конституция и конституционализм теснейшим образом взаимосвязаны в различных формах.

Конституция, и конституционализм, важнейшие атрибуты любого демократического, прогрессивного государства. Показано, что на практике они неотделимы друг от друга. Исходя из этого, выявлены, всесторонне проанализированы важнейшие формы взаимоотношений основного закона и конституционализма, их взаимосвязанности.

Выявлены формы влияния конституции на практический конституционализм.

Важнейшая – учредительная, которая имеет две стороны.

Первая, конституции как особо правовой источник свидетельствует об учреждении и наличии конституционализма, таким образом, есть конституция – есть практический конституционализм, нет конституции – нет практического конституционализма. Вторая сторона – конституция закрепляет, придает юридическую сущность, содержание основам статуса, составляющим конституционализм.

В результате такие нормы основного закона приобретают высшую юридическую силу.

Вторая важнейшая форма влияния конституции на практический конституционализм – организационная, суть ее состоит в том, что основной закон обеспечивает на высшем уровне системное единство, сбалансированность всех составных конституционализма.

Она нацеливает и стимулирует все составляющие, граждан на деятельность в духе и формуле конституции. Третья форма влияния – программная, суть которой состоит в определении на длительный период направления государственного, общественного развития.

В современном правоведении проводится классификация конституций:

I. По порядку установления различают:

  • 1. октроированные, т.е. дарованные монархом
  • 2. неоктроированные, принятые высшим органом гос. власти, учредительным собранием или референдумом

II. По форме:

  • 1. писаные, когда существует основной з-н гос-ва
  • 2. неписаные, когда роль основного з-на гос-ва выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной гос. власти, права и свободы граждан (Великобритания, Новая Зеландия).

III. По порядку изменения и дополнения различают:

  • 1. гибкие, если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство (неписаные)
  • 2. жесткие, если в более сложном порядке

IV. По форме закрепления политической власти различают:

  • 1. монархические (Бельгия, Япония, Испания, Швеция)
  • 2. республиканские (Италия, США, Франция, Россия)

V. По формам закрепляемого гос. устройства:

  • 1. федеральные (США, Индия, Россия)
  • 2. унитарные (Италия, Китай, Испания, Франция)
  • 4. Фактическая конституция о конституция юридическая

В науке конституционного (государственного) права понятие «конституция» применяется в двух смыслах. В формальном смысле это юридическая конституция, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности.

Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практического применения предписаний юридической конституции обстановка меняется. Появляются новые учреждения, принимаются конституционные, органические и обычные законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции.

Фактическая конституция – это реально существующая в данном обществе. Например, в Конституции Кыргызской Республики 2010 г. содержится статья 6, устанавливающаяся, что конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике.

Однако реальность такова, что эта норма пока остается частично декларативной, так как органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане не всегда руководствуются требованиям Конституции.

Или другой пример: статья 43 Конституции кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право на забастовку, а порядок и условия проведения забастовок определяются законом, фактически же регламентации права на забастовку специальным законом.

Фактическая и юридическая конституции могут, как совпадать, так и расходиться. В некоторых странах политическая элита стремится править помимо конституции.

Этот процесс сопровождается как официальным культом конституции, так и теоретическим обоснованием необходимости и целесообразности внеконституционного правления. Примечательно следующее высказывание американских профессоров Д. Корри и Г.

Эбрегэма: «Конституция это рама или шасси, на котором установлен работающий двигатель правительства. В границах определенной терпимости тип и система двигателя могут быть модифицированы без изменения самой рамы.

Конституция вообще должна приспосабливаться к известным изменениям работающих механизмов правительства». Получается, что, с одной стороны, конституция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно демократическое государство.

Page 3

Подводя итог, следует отметить следующие основные моменты. Конституция является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного права.

Функции Конституции Кыргызской Республики отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Выделяются следующие основные виды функций: юридическая, учредительная, политическая, идеологическая (воспитательная).

Классификация конституций: По порядку установления различают: (октроированные, т.е. дарованные монархом; неоктроированные, принятые высшим органом гос. власти, учредительным собранием или референдумом).

По форме: (писаные, когда существует основной з-н гос-ва; неписаные, когда роль основного з-на гос-ва выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной гос. власти, права и свободы граждан).

По порядку изменения и дополнения различают: (гибкие, если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство (неписаные) ; жесткие, если в более сложном порядке).

По форме закрепления политической власти различают: монархические (Бельгия, Япония, Испания, Швеция) ; республиканские (Италия, США, Франция, Россия).

По формам закрепляемого гос. устройства: (федеральные (США, Индия, Россия), унитарные (Кыргызстан, Китай, Испания, Франция).

Подводя общих итог данной работы, следует сделать вывод о том, что именно через юридические свойства и функции раскрывается суть Конституции КР, а значит, они непосредственно влияют на ее эффективность и действенность ее норм, принципов и ценностей.

Page 4

Источник: https://vuzlit.ru/709004/sootnoshenie_ponyatiy_konstitutsiya_konstitutsionalizm

Различие между Конституцией и конституционализмом

Конституция и конституционализм исходные начала конституционализма

Концепции конституции и конституционализма относятся к правовой структуре страны. Хотя конституция часто определяется как «верховный закон страны», конституционализм – это система управления, при которой власть правительства ограничена верховенством закона.

Конституционализм признает необходимость ограничения концентрации власти в целях защиты прав групп и отдельных лиц. В такой системе власть правительства может быть ограничена конституцией – и положениями и положениями, содержащимися в ней, – но и другими мерами и нормами.

Чтобы понять два понятия – а также их сходства и различия – важно понять их историю и эволюцию.

Идея конституции значительно изменилась по сравнению с первыми примерами, встречающимися в Древней Греции, в то время как концепция конституционализма выросла по принципу, согласно которому власть правительства основана и ограничена набором правил и законов.

Что такое Конституция?

Определение конституции довольно сложно и значительно эволюционировало в течение последних двух столетий. Согласно западной концепции, конституция – это документ, содержащий основной и основополагающий закон нации, определяющий организацию правительства и принципы общества.

Тем не менее, хотя во многих странах существует письменная конституция, мы по-прежнему видим явление «живой конституции» во многих частях мира. По мере изменения общества, так же как и законы и правила.

Кроме того, в некоторых случаях нет единого документа, который бы определял все аспекты государства, а несколько различных документов и соглашений, определяющих власть правительства и обеспечивающих всеобъемлющую, хотя и не унитарную, правовую основу. Конституция также определяется как:

  • Основная норма (или закон) государства;
  • Система интеграции и организации норм и законов; а также
  • Организация правительства.

Конституция обеспечивает основу правительства, структурирует политическую организацию и гарантирует индивидуальные и коллективные права и свободы.

Что такое конституционализм?

Конституционализм – это система управления, в которой власть правительства ограничена законами, сдержек и противовесов, чтобы примирить власть с индивидуальными и коллективными свободами. Принцип конституционализма следует понимать в противоположность неконституционализму – системе, в которой правительство использует свои полномочия произвольным образом, не уважая права граждан.

Идея конституционализма (и конституции) строго связана с прогрессом и распространением демократий. В монархических, тоталитарных и диктаторских системах вообще нет конституции, или, если она существует, она не соблюдается.

Индивидуальные и коллективные права часто игнорируются в диктаторских режимах, и правительство не может считаться ответственным, поскольку не существует юридического документа, определяющего его пределы.

Концепция конституционализма развивалась в течение последних нескольких столетий благодаря политическим изменениям и прогрессу демократических идеалов.

Сходство между Конституцией и конституционализмом

Конституция и конституционализм – это совпадающие понятия, хотя первая относится к письменному своду законов и законов, а вторая – сложный принцип и система управления. Некоторые из сходств между ними включают:

  1. Оба относятся к ограничениям и особенностям системы управления страной. Конституция не будет существовать без конституции, а конституционный способ управления страной требует ограничений и границ центральной власти;
  2. Оба влияют на действия как правительства, так и населения. Помимо создания основы для политической и институциональной структуры, в Конституции излагаются основные правила, которые должны соблюдать все граждане. Кроме того, постановление конституционным образом означает, что правительство применяет положения, изложенные в конституции, для ограничения и управления действиями граждан – всегда уважая индивидуальные и коллективные права;
  3. Они защищают и сохраняют индивидуальные и коллективные права, не позволяя центральному правительству злоупотреблять своими полномочиями и нарушать основные свободы граждан; а также
  4. В течение последних нескольких столетий оба они эволюционировали и значительно изменились, воспользовавшись распространением демократических идеалов и став ключевыми чертами большинства западных стран.

Основное различие между конституцией и конституционализмом заключается в том, что конституция, как правило, является письменным документом, созданным правительством (часто с участием гражданского общества), тогда как конституционализм – это принцип и система управления, которая соблюдает правило закона и ограничивает власть правительства. Большинство современных конституций были написаны много лет назад, но законы и нормы уже развивались и мутировали на протяжении веков и продолжают это делать. Конституция (и законы в целом) – это живое существо, которое должно адаптироваться к меняющимся особенностям современного мира и современных обществ.Неспособность адаптировать конституцию – без потери ее основных принципов и ценностей – может привести к устаревшей и неадаптированной системе управления. Другие отличия между двумя концепциями включают:

  1. Конституционализм основан на принципах, изложенных в конституции – или в других основных юридических документах, – но это также собственный принцип. Идея конституционализма противоречит понятию авторитарного и деспотического правления и основана на убеждении, что власть правительства должна быть ограничена, чтобы предотвратить злоупотребления и излишества;
  2. Конституция часто является письменный документ, в то время как принципы конституционализма обычно неписаны. И конституция, и конституционализм развиваются с обнародованием демократических идеалов – хотя они не всегда идут с одинаковой скоростью. Могут существовать конституционные формы управления, которые уважают права граждан и способствуют демократическим ценностям, хотя национальная конституция устарела. В то же время неэффективное демократическое правительство, возможно, не сможет править конституционным путем, несмотря на существование конституции.

Конституция против конституционализма

Понятия конституции и конституционализма строго связаны, но вторая – это нечто большее, чем просто уважение и исполнение национальной конституции (как может предположить этот термин).

Создание конституции является результатом многолетних успехов и эволюции, но в некоторых случаях, как и в Японии, конституция может быть навязана вторжением или противостоящими силами и не может содержать ключевые ценности и принципы, которые характеризуют общество.

Основываясь на различиях, изложенных в предыдущем разделе, мы можем выделить несколько других аспектов, которые различают конституцию и конституционализм.

Резюме Конституции против конституционализма

Конституция является официальным документом, который содержит положения, определяющие структуру правительства и политических институтов страны, а также устанавливает правила и ограничения для правительства и граждан.

Напротив, конституционализм – это система управления, определяемая в оппозиции к неконституционализму и авторитаризму.

Конституционализм – это принцип, который признает необходимость ограничить власть центрального правительства в целях защиты основных прав и свобод населения.

Поэтому обе концепции связаны с идеей ограничения власти правительства – и как-то создают границы для действий граждан, – но они очень разные по своей природе.

Учреждения, которые являются ключевой чертой современных западных обществ, развивались на протяжении веков и продолжают (или должны продолжаться) адаптироваться к меняющемуся характеру обществ и политических систем.

Как конституция, так и конституционализм связаны с идеей демократии и обеспечивают правовые рамки для граждан пользоваться индивидуальными и коллективными правами.

Конституция является основным законом и основой страны, а конституционализм – это система управления, основанная на конституции – или на других основных документах – и конституционных принципах. В конституционной системе авторитет правительства зависит от его соблюдения ограничений по закону, которые часто содержатся в национальной конституции.

Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-constitution-and-constitutionalism

На пенсии
Добавить комментарий