Основатель судебной этики в россии

Основатель судебной этики в россии

Основатель судебной этики в россии

нормативная часть – принципы и нормы;

регулируемые ими отношения;

нравственное сознание участников судопроизводства.

Платон, Лисий старались произнести своей речью наиболее благоприятное впечатление на судей и тем самым выиграть процесс.

Демосфен в своих речах делал ставку на воздействие публичного выступления на психику людей, их волю и эмоции. В итоге, под воздействием его речи все переходили на его сторону, даже будучи его оппонентом.

Основы композиции (структуры, построения) современной судебной речи были заложены еще в античности мыслителем Платоном. Уже тогда осознали, что хорошая судебная речь невозможна без продуманного ее по- строения.

Речь без плана можно уподобить кораблю без руля. Само предназначение судебной речи указывает, какие части должны в ней быть.

Во времена античности считали, что лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. Вот, какие мысли возникали у этих ораторов разных времен по поводу судебной речи и рекомендации по ее построению.

Чтобы преодолеть недоверие, ораторы стараются сделать аудиторию соучастницей формирования вывода. Опытные ораторы выстраивают свои речи, процессуальные и логические доказательства так чтобы убедительность возрастала по мере прошения к окончанию речи.

Эмоциональная окраска судебной речи вызывает чувства слушателей. Оратор старается создать то настроение слушателей, которое поможет убедить их в его правоте.

Для юристов наибольший интерес представляет русское судебное красноречие. Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в., после судебной реформы 1846г., с введением суда присяжных, с учреждением присяжной адвокатуры.

Появилась целая плеяда талантливых судебных ораторов: А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, С. А. Андреевский и другие не менее выдающиеся красноречивые ораторы, чьи речи привлекали пристальное внимание.

К сожалению, осуществить свое намерение – издать специальный курс судебной этики — А. Ф. Кони не удалось.

С этой точки зрения изучение нравственных проблем в трудах русских юристов конца XIX — начала XX вв. дает богатый материал для размышлений, осмысления нравственной позиции юриста в обществе.

Известны высказывания об отношении многих прокуроров тех времен к адвокатам.

Таким образом, в основе отрицательного отношения прокурора к адвокату всегда лежат чувства безнравственные: стремление любыми способами осудить подсудимого, защитить честь мундира, желание подчеркнуть свою власть, угодить начальству.

http://etic.bobrodobro.ru/3274

Глава 2 из истории юридической этики

История этики в Европе берет свое начало с эпохи принятия христианства. На белорусской земле в Х – начале XIII в.

На становление и развитие нравственности положительное влияние оказали открытие школы при Полоцком монастыре, Слуцкий компендиум и Пинский коллегиум, где наряду с логикой, схоластикой и другими предметами преподавалась этика.

В Статутах Великого княжества Литовского 1566, 1588 годов наряду с другими положениями были сформулированы правила адвокатской этики.

Выдающимися личностями в юриспруденции были юристы-белорусы Е. Хрептович, И. Данилович, К. Калиновский, В. Спасович, Ф. Богушевич и другие, провозглашавшие нравственные нормы в юриспруденции и в практической судебной деятельности.

«А.Ф. Кони по праву считается основателем судебной этики, – писал в 60-х гг. прошедшего столетия профессор юридического факультета МГУ И.Д. Перлов, – науки, не занявшей еще до сих пор заслуженного ею места».

Вопросы истории этической мысли в преподавании этики. М., 1991.

Горелов, А.А. Учебное пособие по истории этики для школ / А.А. Горелов. М., 1992.

Гусейнов, А.А. Великие моралисты / А.А. Гусейнов. М., 1995.

Иванов, В.Г. История этики средних веков / В.Г. Иванов. Л., 1984.

Иванов, В.Г. История этики древнего мира / В.Г. Иванов. Л., 1998.

История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсе- сянц. М., 1996.

Кони, А.Ф. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1967. Т. 4.

Ляховецкий, Д. Характеристика известных русских судебных ораторов / Д. Ляховецкий. СПб., 1902.

Покровский, И.А. История римского права / И.А. Покровский. Петроград, 1917.

Семитко, А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс / А.П. Семитко. Екатеринбург, 1996.

Смолярчук, В.И. Анатолий Федорович Кони (1844-1927) / В.И. Смо- лярчук. М., 1981.

Смолярчук, В.И. Адвокат Федор Плевако: очерк о жизни и деятельности адвоката Ф.Н. Плевако / В.И. Смолярчук.Челябинск, 1989.

Смолярчук, В.И. Гиганты и чародеи слова (русские судебные ораторы второй половины XIX – начала ХХ века) / В.И. Смолярчук. М., 1984.

Тимофеев, А.Г. Судебное красноречие в России / А.Г. Тимофеев. СПб., 1900.

http://lib.sale/yuridicheskaya-etika-uchebnik/istorii-yuridicheskoy-etiki-98410.html

Юридическая и судейская этика

Обычно под юридической этикой понимается как сам свод нравственных требований, которые распространяются на ра­ботников юридической профессии, так и соответствующая от­расль знания, наука, изучающая эти правила.

В принципе не может быть возражений и против конкрети­зации этических требований применительно к определенной юридической специальности в рамках единой правовой про­фессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката).

Юридическая этика — научная дисциплина, предмет кото­рой составляет проявление морали в правосудии и правоохра­нительной деятельности.

Обычно под юридической этикой понимается как сам свод нравственных требований, которые распространяются на ра­ботников юридической профессии, так и соответствующая от­расль знания, наука, изучающая эти правила.

В принципе не может быть возражений и против конкрети­зации этических требований применительно к определенной юридической специальности в рамках единой правовой про­фессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката).

Назначение юридической этики состоит в выявле­нии специфики и описании морали в сфере деятельности органов правосудия, объяснении ее и выработке норм и правил поведения в профессиональной среде.

Первая задача состоит в выявлении на теоретическом уровне нравственной стороны, нравственного аспекта деятельности органов юстиции, «снятии» этого аспекта со всех видов данной деятельности.

Вторая задача заключается в объяснении профессио­нальной морали, то есть в определении ее сущности, осо­бенностей развития.

Особенности проявления морали в профессиональной деятельности юриста детерминированы в первую очередь особенностями юридической деятельности. К ним следует отнести следующие:

2. Тесная связь правовых и мо­ральных норм, регулирующих профессиональную деятель­ность.

К работникам юридической профессии предъявляются по­вышенные моральные требования. Люди, решающие судьбы дру­гих, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.

Таким образом, профессиональная этика юриста формиру­ется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

6. Разнообразность и широкий диапазон сферы деятельности. Представителям юридической профессии приходится заниматься решением экономических, административных, уголовных, семейных и множеством других вопросов.

Юридическая этика, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных облас­тях жизни, оказывает позитивное воздействие как на законода­тельство, так и на правоприменение.

Проблемы статуса судей, их нравственных качеств, судейской этики в целом в настоящее время имеют особую актуальность.

Эти проблемы актуальны не только для России. Международное сообщество уделяет им не меньшее внимание. Об этом можно судить хотя бы по основным международным правовым актам последних лет.

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН одобряет Основные принципы независимости судебных органов .

В 1993 году Европейская Ассоциация судей принимает Статус европейского судьи .

В 1994 году Комитет министров государств-членов Совета Европы принимает рекомендацию № R (94) 12 по независимости, эффективности и роли судей.

В 1998 году участниками многостороннего семинара по закону о статусе судей в Европе, организованного Советом Европы 8-10 июля, принимается Европейская хартия о статусе судей .

В 2002 году в Гааге Правозащитной группой принимается Кодекс поведения судей (Бангалорский проект).

В 2001-2003 годах над проблемами выработки и формулирования этических принципов и правил для судей активно работал Консультативный Совет европейских судей.

Этика судьи не является для России, чем-то новым, необычным, внесенным в наше общество западными ветрами перемен в последнее десятилетие.

Вопросы профессиональной этики судьи со времени судебной реформы 1864 года постоянно привлекали внимание отечественных правоведов, философов и социологов.

Ведущие юристы России конца XIX – начала XX веков А.Ф. Кони, И.Я. Фойницкий, М.С. Строгович неоднократно обращались к проблемам судейской этики.

Прошедшие годы показали, что он стал одним из основных нормативных актов, определяющих статус российских судей и правила их поведения в профессиональной и во внеслужебной деятельности.

Практическая ценность Кодекса чести неоднократно подтверждалась при его применении советами судей и квалификационными коллегиями судей России.

Какова же была необходимость принимать Кодекс судейской этики?

Прежде всего, отмечаем, что 10 лет активных преобразований судебной власти не могли не внести коррективы в действующее законодательство о статусе судей и в непосредственно связанный с этим законодательством Кодекс чести.

Помимо изменений законодательства вторым важным обстоятельством, обусловившим необходимость разработки нового кодекса, стала естественная эволюция правовых и моральных норм, которая в России последнего десятилетия происходила в наиболее активных формах.

Третье обстоятельство заключалось в необходимости учета нового международного законодательства о статусе судей и судейской этики и опыта наших зарубежных коллег.

В журнале Российская юстиция была открыта рубрика Этика судьи .

Судейская этика как вид юридической этики обусловлена особенностями судебной деятельности. К ним, дополнительно к отмеченным выше особенностям юридической деятельности, необходимо добавить следующие:

Из правила о независимости и подчинении только закону вытекают важные требования нравственного характера, сформулированные в кодексе судейской этики.

Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было. Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений.

Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.

Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей.

Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, руковод­ствуется законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

10. Соблюдение гласности. Конститу­ция РФ устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чём сущность профессиональной этики и каковы её виды? 2. Структура и содержание профессиональной этики.

3. Раскройте нравственные аспекты юридической деятельности 4. В чём заключаются особенности юридической деятельности.

5. В чём сущность и особенности этики работников аппарата суда?

6. Этические аспекты Кодекса судейской этики.

7. Каково значение этического знания для современного юриста?

СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

1 См.: Словарь по этике / Под ред, А.А. Гусейнова и И.С. Кона – М.: Политиздат, 1989, – С.273.

[2]. См.: Ожегов СИ. Словарь русского языка – М., 1990.-С. – 910.

1 Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича.- С. 28.

1 См: Кодекс судейской этики. Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года.

2 См: Кодекс судейской этики. Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года.-Ст.6.2.

Дата добавления: -12-18 ; просмотров: 149 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.net/1-52806.html Комментариев пока нет!

Источник: http://otvetjurista.ru/sudebnye-dela/osnovatel-sudebnoj-jetiki-v-rossii.html

Тема 7. Этические основы судебных прений

Основатель судебной этики в россии

   Все главные приемы судоговоренияследовало бы подвергнуть своего родакритическому пересмотру с точки зрениянравственной дозволительности их.   А.Ф.Кони.

Нравственные начала в уголовномпроцессеОсновныминравственными категориями, охраняемымив процессе судопроизводства, являютсяправа и свободы человека, честь идостоинство личности, частная жизнь,личная и семейная тайны.

Поэтому «вобласти судебного состязания важнопомнить, что нравственно дозволительноили недозволительно в судебных прениях»[115. Т. 4. С. 66].

1. Судебная этика

   Нравственные основы деятельностипо осуществлению правосудия изучаетнаука, именуемая судебной этикой, котораявключает в себя «учение о спецификедействия общеэтических норм в этойсфере трудовых отношений и особыхнравственных нормах, рождаемыхсвоеобразием возникающих отношенийпри отправлении обязанностей судьи,прокурора, следователя, адвоката» [31.С. 2]. 

А.Ф. Кони – основатель судебной этики

    Вопросы судебной этикиразрабатывались в России с первойсудебной реформы. Первым, кто показалзначение нравственных требований дляправосудия, был А.Ф. Кони.

В работе«Нравственные начала в уголовномпроцессе» он характеризует судебнуюэтику как «учение о приложении общихпонятий о нравственности к той илидругой отрасли специальной судебнойдеятельности». Требования нравственностиА.Ф.

Кони видел в уголовно-процессуальномзаконе: например, право близкихродственников обвиняемого устранитьсяот дачи показаний о нем; право обвиняемогона молчание и недопустимость приниматьэто молчание за признание своей вины ит.д.   Нравственность, поубеждению А.Ф.

Кони, выражается преждевсего в уважении к человеческомудостоинству, что способствует развитию«истинного и широкого человеколюбияна суде», справедливому отношению кчеловеку.

Выдающийся юрист настойчивожелал того, чтобы в отправление правосудия«вносился вкус, чувство меры и такт, ибосуд есть не только судилище, но и школа»[115. Т. 4. С. 50]. Нравственным началам впроцессе разбирательства дела подчиненыкак судья, так и обвинитель изащитник.

   Нравственныеосновы судебного красноречияпоследовательно отстаивали К.К. Арсеньеви В.Д. Спасович. Вопрос о нравственныхпринципах и адвокатской этике освещенв работе К.К. Арсеньева «Заметки о русскойадвокатуре».   О нравственномдолге судебного оратора писал и Ф.А.Брокгауз: «Достоинство судебногосостязания требует также, чтобы противникне пользовался неловкостью оппонентав ущерб истине» [257].   В 1913 г.вышел Кодекс этики адвокатов «Правилаадвокатской профессии в России»,составленный А.Н. Марковым. 

Судебная этика в советский и постсоветский периоды

    В последующие годы,особенно в советский период, по вопросамсудебной этики юристами написанозначительное количество работ (см.литературу). Однако все авторы исследовалиэтику уголовного судопроизводства;вопросы этики гражданского процесса,как правило, не рассматривались.   понятия судебной этики менялось наопределенных этапах жизни российскогообщества.

В советский период судебнаяэтика была выражением государственнойидеологии в уголовно-процессуальномправе в основном при осуществлениигосударственного обвинения и защиты.   В30-60-е гг. судебная этика понималась каквоплощение социалистической законности.В работах, написанных в 70-е гг.

, судебнаяэтика была идеологически обоснованачерез программу КПСС и Моральный кодексстроителей коммунизма, например:«Профессиональная этика советскогоюриста, или советская юридическая этика,является специфической формой проявлениякоммунистической морали» [125. С. 23; атакже см. 60. С. 26].

   В последующиегоды нравственное в юридическойлитературе рассматривалось как применениенорм морали в юридической деятельностии как внедрение этики в юриспруденцию.Главными задачами судебной этикипредставлялись формулированиенравственных требований, которыепредъявляются к профессиональнымучастникам судопроизводства; освещениеэтических аспектов процессуальныхдействий.

   Изменения,происходящие в России, вызвали к жизниряд новых работ [см. напр., 18, 26, 75, 153], вкоторых отмечается, что для укрепленияоснов демократического правопорядкапроблема этики в деятельности органови лиц, осуществляющих правосудие,приобретает совершенно особую значимость.В 1993 г. был принят Кодекс чести судьиРоссийской Федерации.

Интересен проекткодекса адвокатской этики, разработанныйизвестным современным правоведом М.Ю.Барщевским.   Системноеизложение судебная этика как наукаполучила в работе А.Ф. Закомлистова[74],где она рассматривается как «вполнесамостоятельная область знания, имеющегомеждисциплинарный характер и соединяющегов динамическом взаимодействииюриспруденцию и этику».

   Вданном пособии мы не ставим задачиглубоко вникать в нравственные началав судебном процессе; остановимся лишьна внешней стороне этого большоговопроса – этикете и рассмотрим егопроявление в монологической речисудебного оратора.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6702671/page:56/

Юридическая этика

Основатель судебной этики в россии

Юридическая этика является профессиональной этикой юриста, а также учением о требованиях к моральным и нравственным качествам работников профиля юриспруденции, о правовой культуре в сфере правоприменительной деятельности.

Сущность и предмет юридической этики

Наравне с правом важную роль в жизни человечества играет нравственность (мораль). Мораль образовалась совместно с рождением человеческого общества. Она включила те принципы и нормы, которыми люди руководствуются во взаимных отношениях друг с другом; характеризует людскую способность жить сообща, представляется формой отношений между членами в обществе.

Замечание 1

Под нравственностью (моралью) понимаются правила поведения, исторически сложенные в этом общественном кругу соответственно представлению его членов о зле и добре, справедливости, чести и достоинстве. Нравственные нормы являются требованиями общества к человеку по соблюдению им данных правил.

С иной стороны, мораль является определенной формой общественного сознания, общественным институтом, выработанными в процессии многовековой практики принципы и нормы, определяющие человеческое поведение в обществе, соответственно установленному порядку, то есть нравы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Поведение выражается в совокупности человеческих поступков на протяжении конкретного временного периода.

Предмет изучения этики представляется моралью, ее сущностью, природой и структурой, закономерностями возникновения и развития, местом в системе иных общественных отношений. Этика является наукой о морали.

Конкретный интерес представляется в изучении этических базисов какой-либо профессиональной деятельности. Для общественных ячеек исключительно важным является то, сколь придерживаются моральных правил при исполнении собственных профессиональных обязанностей юристы, учителя, врачи, журналисты, люди иных профессий, с какими видами проблемам они притом сталкиваются.

Профессиональная этика юриста выдвигает требование верности не лишь букве закона и духу, но и понятию справедливости, стойкости, ответственности, при исполнении служебных задач, то есть соблюдения нравственных норм.

Юридическую этику можно определять наукой о нравственных базисах правоприменительной деятельности, включающую учение о специфичности действия норм этики в данной сфере трудовых отношений, и в особенности нравственных нормах, которые возникают в результате своеобразия отношений при исполнении обязанностей прокурора, судьи, адвоката, следователя.

Задачи и система юридической этики

Задачи юридической этики заключены, прежде всего, в научном объяснении нравственных принципов судебной, следственной, адвокатской деятельности, раскрытии нравственного содержания норм права, которые определяют порядок гражданского и уголовного судопроизводства, в формировании учения о ценностях правосудия, нравственном долге его субъектов.

Система юридической этики включает следующие разделы:

  • аспекты этического плана в профессиональной юридической деятельности;
  • проблематику нравственного характера в следственной и оперативно-розыскной деятельности;
  • аспекты нравственного плана в судебной деятельности;
  • основы нравственного плана в деятельности прокурора;
  • основы этического плана в адвокатской деятельности.

Учение о юридической этике

Проблемы этики в юридической деятельности были подняты ещё во времена Древнего Рима.

Васьковский Е. В. отметил, что ни одна профессия не предоставляет для нравственности занимающихся ею лиц подобных соблазнов, как адвокатура. Адвокат, являясь специалистом в сфере правоведения, может облекать в законную форму какую угодно уловку, всякий подвох. По мнению Васьковского, судьи и прокуроры, поставлены в то же положение.

Кони А.Ф., за собственный труд «Нравственные начала в уголовном процессе» 1902 года, признан прародителем науки судебной этики России.

«Профессиональная этика юриста», «Юридическая этика», «Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов» в форме учебной дисциплины преподаётся в Российской Федерации студентам юридических вузов либо юридических факультетов вузов.

В 1973 году в свет вышла первая отечественная монография, касающаяся вопросов судебной этики: «Судебная этика: Некоторые проблемы нравственных начал советского уголовного процесса», произведенная учеными юридического факультета ВГУ РФ Г. Ф.

Горским, Л. Д. Кокоревым, Д. П. Котовым.

Названная работа вызывала огромный резонанс в обществе среди процессуалистов и криминалистов, о чем свидетельствовали опубликованные на неё в центральной печати за кратчайшее время девять рецензий следующих ученых:

  • А.Д. Бойков;
  • В.Г. Беляев;
  • М.С. Строгович;
  • Ю.В. Кореневский и др.

Замечание 2

Наравне с юридической этикой выделена также юридическая деонтология, представляемая учением о проблематике нравственности и морали (деонтология) в юридической деятельности.

Кодексы профессиональной этики

Проблематика этики в юридической деятельности послужила поводом к принятию разными профессиональными организациями и сообществами юристов кодексов, касающихся профессиональной этики.

«Кодекс судейской этики» утверждался на 8 Всероссийском съезде судей 19 декабря 2012 года. Он заменил “Кодекс судейской этики”, который был принят на 6 Всероссийском съезде судей от 2 декабря 2004 года, и «Кодекс чести судьи Российской Федерации», который утверждался по постановлению Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 года.

«Кодекс по этике прокурорских работников РФ» утверждается по Приказу Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 года.

«Кодекс по профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел РФ» принимался по Приказу МВД РФ от 24 декабря 2008 года. Он заменил «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», который действовал с 19 ноября 1993 года.

«Кодекс по профессиональной этике адвокатов» принимался на Всероссийском съезде адвокатов 31 января 2003 года, изменялся и дополнялся на 2 Всероссийском съезде адвокатов от 8 апреля 2005 года и 3 Всероссийском съезде адвокатов от 5 апреля 2007 года, 4 Всероссийском съезде адвокатов 22 апреля 2013 г., 8 Всероссийском съезде адвокатов от 20 апреля 2017 года.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/yuridicheskaya_etika/

На пенсии
Добавить комментарий