Систему земельного права составляют

Основы земельного права (стр. 1 из 17)

Систему земельного права составляют

Введение

1. Общая характеристика земельного законодательства РФ

2. Предмет и система земельного права

3. Принципы земельного права

4. Земельные правоотношения

5. Правовой режим земель

6. Право собственности на землю и иные права

7. Плата за землю

8. Управление земельными ресурсами

9. Кадастр земельных ресурсов

10. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Введение

Земельное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по управлению, использованию и охране с целью обеспечения рационального использования земельных ресурсов, охране жизни и здоровья человека и сочетание интересов общества, а также законных интересов физических и юридических лиц..

1. Общая характеристика земельного законодательства Российской Федерации

Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения – как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон Российской Федерации – Конституция – содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.

· Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

o ст. 9 – о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

o ст. 36 – о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

o ст. 42 – о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

o ст. 58 – об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

o ст. 72 – об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 36 (ч. 2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно.

Вместе с тем в общественных интересах указанная статья вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц.

В то же время ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п. “к”), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. “в”).

· Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

o о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);

o об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

Вступивший в силу 30 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п. 1 ст. 1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс 2001 г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г.

при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст.

5 Федерального закона от 25 октября № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

Новый Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.

· Разграничив компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс в ст. 9 отнес к ведению Федерации:

o установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

o установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

o государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

o установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

o изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;

o разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;

o управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);

o иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.

Упоминаемые в ст. 9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г., Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате за землю 1991 г.

, об основах градостроительства в Российской Федерации 1992 г., о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 1995 г., об особо охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996 г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г.

, о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г.

· Субъекты Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса наделены полномочиями:

o по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;

o по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

o по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

o иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Очевидно, что наряду с самостоятельной компетенцией, указанная статья предусматривает и остаточную.

Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать Закон Свердловской области о регулировании земельных отношений от 6 декабря 1995 г.

; Закон Воронежской области о регулировании земельных отношений от 25 мая 1995 г.; законы “О земле”, “О земельной реформе”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” Республики Дагестан; Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г.

, Законодательным собранием Тверской области.

· Наконец, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений Земельный кодекс (ст. 11) относит:

o изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

o установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

o разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

o управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

o иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Наибольшие полномочия в области земельных отношений принадлежат органам местного самоуправления на землях поселений (гл. 15 Земельного кодекса).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними являются, по существу, гражданско-правовыми и регулируются гражданским законодательством (ст. 3 Земельного кодекса).

Например, к ст. 10 непосредственное отношение имеет ст. 129 ГК РФ, согласно которой “земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах”.

В связи с тем что Земельным кодексом регулируется оборот лишь около 2,5% земель Российской Федерации, важная роль в земельном законодательстве отводится специальному закону “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, принятый Государственной думой 25 июня 2002 г.и вступивший в силу 25 января 2003 г.

Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (ст. 1).

Источник: //mirznanii.com/a/29326/osnovy-zemelnogo-prava

Система земельного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Систему земельного права составляют

Земельное право занимает самостоятельное место в общей систе­ме права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.

Земельное право можно рассматривать в качестве

    1. отрасли права (отрасли законодательст­ва);
    2. правовой науки;
    3. учебной дисциплины.

Под системой отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Структурные элементы системы отрасли земельного права:

Предметом отрасли законодательства являются общественные от­ношения, регулируемые этим законодательством.

Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы. Пра­вовая норма — это правило поведения субъектов земельных отноше­ний, которым они должны руководствоваться, совершая свои дейст­вия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами.

Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдель­ные действия, а цельную однородную общность земельных отноше­ний.

Так, например, правовой институт арендных земельных отноше­ний регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответст­венность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из

    1. общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и
    2. особенной части, охватывающей нормы от­дельных разделов земельного права.

Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть — специальными (осо­бенными).

Общая часть земельного права

Общая часть земельного права включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей отрасли значение. Эти институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части.

Правовые институты, составляющие общую часть земельного права:

    1. право собственности на землю;
    2. право пользования землей;
    3. право управления в области землепользования;
    4. землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли;
    5. государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли;
    6. правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и вос­производства плодородия угодий;
    7. правовое регулирование платы за землю.

Сложным является правовой инсти­тут юридической ответственности за нарушение земельного законода­тельства.

Особенная часть земельного права

Правовые институты особенной части подчинены ин­ститутам общей части, и их содержание касается определенно­го вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель.

Правовые институты особенной части земельного права:

    • правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
    • правовой режим земель поселений;
    • правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специально­го назначения;
    • правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
    • правовой режим земель лесного фонда;
    • правовой режим земель водного фонда;
    • правовой режим земель запаса.

Подотрасли земельного права:

В состав земельного права входит несколько подотраслей. Правовой режим практически каж­дой категории земель охватывает соответствующую подотрасль земельного права.

Так, правовой режим земель поселений, кроме земельного права, определяется также градостроитель­ным правом; правовой режим земель промышленности, энер­гетики и т.д.

— в определенной мере горным правом; земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда — соответственно лесным правом; земель водного фонда — водным правом.

Система земельного права как науки

Наука земельного права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области земельного права, и является составной частью системы юридических наук.

Наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует в историческом развитии:

    1. фундаментальные понятия и катего­рии земельного права (предмет и метод науки, понятия земель­но-правовой нормы, субъекта земельного права, земельных отноше­ний, и т.д.);
    2. связи земельно­го права с другими отраслями права;
    3. перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дис­циплины.

Предметом науки земельного права является:

    • учение о праве;
    • разработка доктрины, кон­цепции земельного права;
    • изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки.

Развитие теории земельно­го права — необходимое условие эффективности земельного законода­тельства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Кроме того, система земельного права как науки включает в себя элементы научного познания земельных отношений:

    1. получение информации о предмете (на данном этапе собирается информация о правоприменительной практике, зарубежном регулировании отношений, а также сравнительном правоведении, исследуются история и динамика изменения законодательства, регулирующего земельные отношения);
    2. исследование предмета, которое включает в себя различные способы и методы научного познания после унификации понятийного аппарата земельного права. Унификация понятий имеет особое значение, т.к. информация, полученная на первом этапе из различных источников, оперирует различными терминами;
    3. внедрение результатов, полученных в процессе научно-исследовательской работы (как правило, такое внедрение осуществляется в форме законотворческой деятельности).

Земельное право как учебная дисциплина

Земельное право — учебная дисциплина во  многих высших учебных заведениях страны (часто в составе природоресурсного или экологического права).

Цель изучения земельного права:

    1. получение представле­ния о действующих нормативных правовых актах, регулирующих пред­мет земельного права;
    2. применение данных знаний в практической деятельности.

Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины «Земельное право» является действующее российское законодательство, система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового материала гражданского, административно­го, экологического и другого законодательства с целью более углублен­ного изучения учебного курса программы обучения. Соответственно курс земельного права подразделяется на общую и особенную части, а изучаемый материал дожен быть сгруппирован в соответствии с основными правовыми институтами.

Источник: //jurkom74.ru/ucheba/sistema-zemelnogo-prava-kak-otrasli-prava-nauki-i-uchebnoy-distsiplini

3. Система земельного права

Систему земельного права составляют

  1. Понятие, предмет, метод земельного права.

Земельное право— это отрасль российского права,представляющая собой систему правовыхнорм, которые регулируют отношения поиспользованию и охране земель в РФ какосновы жизни и деятельности народов.Цель: создание надлежащих условийэкономической деятельности, охраныокружающей среды и защите прав на землю.

Предметомземельного отношения— отношения по охране и использованиюземель.

Предметомземельного права являются общественныеотношения, которые можно условноразделить на 2 большие группы:

-отношения в области использованияземель — это общественные отношения,складывающиеся в процессе эксплуатацииземель и вовлечения их в хозяйственныйоборот.

-отношения в области охраны земель —это общественные отношения, возникающиев процессе деятельности органовгосударственной власти РФ, органовгосударственной власти субъектов РФ,органов местного самоуправления,общественных и иных некоммерческихобъединений, юридических и физическихлиц, направленных на:

1)сохранение и восстановление земель.

2)рациональное использование земель.

3)предотвращение негативного воздействия.

4)хозяйственной и иной деятельности наземлю.

5)ликвидацию ее последствий.

Методземельного права— это совокупность способов, приемови средств с помощью которых нормыземельного права воздействуют нарегулируемый круг общественных отношенийпо охране, использованию, распределениюи т. д. Земель и других групп общественныхотношений, поведения субъекта, участвующегов этих отношениях.

Методземельного права сочетает в себеимперативный и диспозитивный методыправового регулирования.

  1. Принципы земельного права.

Принципыземельного права— это основополагающие начала, идеи,которые лежат в основе деятельностигосударства и иных участников земельныхпо использованию и охране земель в РФ.

Основнымипринципами земельного права являются:

1.Учет значения земли, как основы жизнии деятельности человека.

2.Приоритет охраны земли, как важнейшегокомпонента окружающей среды и средствапроизводства в сельском хозяйстве передиспользованием земли в качественедвижимого имущества.

3.Приоритет охраны жизни и здоровьячеловека.

4.Платность использования.

5.Деление земель по целевому назначениюна категории, согласно которому правовойрежим земель определяется исходя из ихпринадлежности к той или иной категориии разрешенного использования всоответствии с зонированием территориии требованиями законодательства.

Системаземельного права— упорядоченное единство земельно-правовыхнорм, отражающие строение земельногоправа во взаимосвязи и взаимообусловленностиего правовых норм и институтов.

Системаземельного права состоит из общейи особенной части.Общая часть включает в себя такиеинституты как право собственности,вещные и другие права на землю, защитаземельных прав граждан и юридическихлиц и порядок рассмотрения земельныхспоров, государственно — правовоерегулирование земельных отношений,ответственность за нарушение земельногозаконодательства.

Особеннаячасть земельного права представляетсобой систему институтов обособленныхпо категории назначения:

Сельско- хозяйственного значения,

Специальногоназначения,

Особоохраняемых территорий,

Лесногои водного фонда.

4.Нормы земельного права: особенности, структура и виды

Нормыземельного права— это установленные государством иобеспеченные мерами государственногопринуждения строгоопределенное правилоповедения, регулирующее общественноеотношение, возникающее в процессеиспользования и охраны земель, которыезакрепляет субъективные права июридические обязанности их участников.

Нормыземельного права распространяются навсех участников земельных правоотношений

Нормыобеспечиваются мерами юридическойответственности.

Нормаземельного права состоит по структуреиз трех основных элементов:гипотезы, диспозиции и санкции

Гипотеза– частьнормы земельного права, которая определяетобстоятельства, при которых могутвозникнуть ЗПО

Диспозиция- часть нормы земельного права, котораяустанавливает содержание самого правилаповедения

Санкция-часть нормы земельного права, котораясодержит меры ответственности, котораяприменяется к нарушителям.

Видынорм земельного права:

Взависимости от способа воздействия:

-обязывающие;

-запрещающие;

-уполномочивающие.

Посодержанию:

-материальные;

-процессуальные.

Похарактеру предписаний:

-диспозитивные;

-императивные.

5. Земельные правоотношения: особенности, структура

Земельныеправоотношения— урегулированные нормами земельногоправа общественные отношения, участникикоторых выступают как носителисубъективных прав и юридическихобязанностей, реализующие содержащиев этих нормах предписания по использованиюи охране земель. .

Особенности:возникают в сфере использования и охраныземель, а так же в процессе пользованияи распоряжения. Объект: земля, земельныеучастки, часть земельных участков.

Структура:

  1. Субъект ЗПО

  2. Объект ЗПО

  3. ЗПО.

СубъектЗПО– лица, обладающие субъективными правамии несущие юридичсекие обязанности всвязи с участием в конкретном ЗПО.

-физ лица

-юр лица

-публично-правовые образования (РФ,субъекты РФ, МО)

ОбъектЗПО– то благо, по поводу которого возникаетправоотношение и в отношении которогоучастники правоотношения обладаютправами и обязанностями:

-земля как природный объект и природныйресурс

-земельные участки

-части земельных участков

субъективные права и юридическиеобязанности субъектов ЗПО.

Субъективноеправо – мера возможного поведениясубъекта ЗПО

Юридическаяобязанность – мера должного поведения

Источник: //StudFiles.net/preview/6195817/

Систему земельного права составляют

Систему земельного права составляют

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает:

1) общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений;

2) особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Определение системы земельного права включает прежде всего вопрос о внутренней группировке и расстановке многочисленных юридических норм, входящих в эту отрасль.

Таким образом, земельное право состоит из ряда институтов, каждый из которых посвящен регулированию однородных и взаимосвязанных общественных отношений.

Рассмотрим элементы земельного права как отрасли права по отдельности.

Общая часть земельного права включает в себя такие институты, как:

К Общей части следует отнести также общие правила, характеризующие понятие и составные элементы правового режима земельного фонда, отдельных категорий земель и их охрану.

3. Государственное регулирование земельных отношений. Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственныхорганов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.

5. Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель по российскому законодательству, которое является его главной задачей. Однако в законодательстве не раскрыто содержание этого понятия, не дано его основных критериев.

6. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок разрешения земельных споров. Это один из важнейших институтов земельного права.

7. Ответственность за нарушения земельного законодательства. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.

Институты Общей части земельного права конкретизируются в институтах

Особенная часть земельного права представляет собой систему институтов земельно-правового регулирования, обособленных по категориям земельного фонда, а именно:

1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;

4) правовой режим земель, принадлежащих гражданам;

6) правовой режим земель лесного фонда, обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;

7) правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;

8) правовой режим земель запаса, особенности правового режима которого выражаются в их названии.

Институты Общей и Особенной части земельного права состоят из правовых норм, являющихся первичными «клетками», ячейками земельного права.

Земельно-правовая норма характеризуется следующими признаками:

б) правовая норма – правило поведения, установленное для неопределенного круга лиц, чье поведение подпадает под действие указанной нормы права;

в) установленное земельно-правовой нормой правило поведения применяется бесконечное число раз, в отличие от разовых норм;

г) данное правило либо прямо закреплено в тексте действующего законодательства, либо вытекает из смысла закона.

Земельно-правовая норма имеет структуру, обязательные элементы, без которых нормы права как таковой быть не может.

Обязательными элементами земельно-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим их по отдельности:

в) санкция земельно-правовой нормы – обязательный элемент, без которого норма не может быть эффективной;

Санкцией правовая норма отличается от иных норм, не имеющих правового характера (от научно обоснованных систем земледелия; от земледельческих традиций, господствующих в данном регионе; от моральных норм и т. п.).

Санкция правовой нормы выражается в наказаниях за совершенные нарушения земельного законодательства, а также в неблагоприятных последствиях, наступающих в случае ненадлежащего поведения субъектов земельных правоотношений.

Системообразующие связи земельного права с другими отраслями права выражаются в следующем:

2. Институты и правовые нормы всех отраслей права взаимно дополняют друг друга, «коллективно» осуществляют правовое регулирование.

4. Система отрасли земельного права составляет основу и систему науки земельного права. Но круг изучаемых наукой земельного права проблем шире совокупности норм, составляющих отрасль земельного права.

Поэтому от системы отрасли права следует отличать систему науки земельного права (также состоящую из двух частей).

Термин «предмет земельного права» имеет двоякий смысл. Когда речь идет о земельном праве как отрасли права, тогда имеют в виду предмет правового регулирования. Когда же говорят о земельном праве как науке, тогда подразумевают предмет изучения.

Некоторые особенности имеет земельное право как учебная дисциплина, система которой соответствует учебным программам и строится исходя из учебного плана, в основу которого положены главным образом методические соображения.

Система земельного права как отрасли права состоит из следующих институтов.

1. Право собственности, вещные и другие права на землю.

2. Правовое регулирование сделок с землей.

3. Государственное регулирование земельных отношений.

4. Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель по российскому законодательству.

5. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок рассмотрения земельных споров.

6. Земельно-процессуальное право.

7. Ответственность за земельные правонарушения.

8. Понятие и общая характеристика правового режима земель.

9. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

10. Правовой режим земель поселений.

11. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

12. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам.

13. Правовой режим земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и историко-культурного назначения.

14. Правовой режим земель лесного фонда.

15. Правовой режим земель водного фонда.

16. Правовой режим земель запаса.

*СЗ РФ. 1998. № 24. Ст. 3390.

Поэтому предмет науки земельного права значительно шире предмета отрасли земельного права, это выражается в том, что:

Главным элементом критериев оценок студентов на экзаменах и зачетах является системность знаний, а поэтому студент прежде всего должен глубоко усвоить систему земельного права.

//poisk-ru.ru/s19050t2.html

Какие нормативные акты составляют систему источников земельного права?

Источники земельного права в своей совокупности рассматриваются как образующие систему источников этого права. Эта система включает в себя следующие элементы:

#45; международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

#45; нормативные правовые акты Президента РФ;

#45; нормативные правовые акты Правительства РФ;

#45; ведомственные нормативные правовые акты;

#45; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

#45; нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

#45; локальные нормативные правовые акты.

Конституционно-правовые основы регулирования земельных отношений.

Конституция РФ, принятая народом России в 1993 году на общенациональном референдуме, является Основным Законом российского государства и обладает следующими основными свойствами:

1. верховенство (ст. 4 Конституции);

2. высшая юридическая сила (ст. 15 Конституции);

3. прямое действие конституционных норм (ст. 15 Конституции);

4. действие на всей территории страны (ст. 15 Конституции);

5. является ядром всей правовой системы России;

6. является объектом особой охраны со стороны государства. Конституция РФ – основной источник земельного права.

Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

1. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в частности, находятся:

* вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

* разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»);

* природопользование (в том числе землепользование), охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»);

* земельное законодательство (п. «к»).

В сфере регулирования земельных отношений следует отметить в первую очередь ведомственные нормативные акты, принятые Государственным комитетом РФ по земельной политике.

Нормативные предписания по регулированию использования и охраны земель могут издаваться и другими федеральными органами исполнительной власти, например, Министерством природных ресурсов РФ и др.

Кроме того, по степени значимости в регулировании земельных отношений источники земельного права подразделяются на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные.

//m.studwood.ru/654834/pravo/kakie_normativnye_akty_sostavlyayut_sistemu_istochnikov_zemelnogo_prava

Земельное право России

Систему земельного права составляют
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельное право » Земельное право России

Статья посвящена описанию отрасли Земельного права и его регулированию в российском законодательстве

 Земельное право является одной из самостоятельных отраслей российского права, регулирующее общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельное право представляет собой комплекс юридических норм, которые формируются в процессе использования и охраны земли, защиты прав и законных интересов субъектов земельно-правовых отношений. 

Понятие «система земельного права»

Понятие «системы земельного права» относится к предметной характеристике  земельного права и отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений, т.е. земельных отношений (касающихся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, государственного управления в области  использования и охраны земель).

«земельного права» образуют правовые нормы или правила поведения субъектов права по отношению к земле, земельным участкам, частям земельных участков, выраженные  в нормативно-правовых актах.  Предмет земельного права  составляют юридически значимые связи, взаимосвязи между субъектами права по поводу земель и земельных участков.

Статья 3 Земельного кодекса РФ (далее  – ЗК РФ) раскрывает содержание юридической дефиниции «земля», которая может рассматриваться как: «объект общественных правоотношений»; «природный ресурс» – основа хозяйствования; «недвижимость» – объект права собственности и хозяйственного оборота; «территория» –  государства, регионов, отдельных населенных пунктов.

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права.

Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права,  является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей.

  Если рассматривать соотношение земельное права с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования.

Структура земельного права отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Методы земельного права

Общая теория права определяет метод правового регулирования как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право.

  В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера.

В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами. 

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ  РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г.

Норма вводит запрет для иностранцев  (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту,  можно взять только в аренду.

Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Основные принципы земельного права

Основные принципы развития земельно-правовых отношений определены в ст.1 ЗК РФ. В соответствии с данными принципами,  «земля» рассматривается  в качестве  главного ресурса для жизни и деятельности человека; защита земли (как одного из базовых компонентов окружающей среды) являются  приоритетным направлением государственной политики в области охраны жизни и здоровья человека.

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве.

Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю; необходима защита  ценных и особо оберегаемых территорий.

Кроме того, в нормативном акте оговорены:  запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

Предмет, объект, субъекты земельного права

Предметом земельного права  являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель.  Особое  место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями. 

Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287).

Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами. 

Источники земельного права

К источникам земельного права России относятся –  Конституция РФ, международно-правовые договоры (в случае их ратифицикации РФ). Основной же источник земельного права – Земельный кодекс РФ 2001 г. – нормативный  акт, регулирующий правоотношения и устанавливающий правовой статус отдельных видов земель.

Кроме того, к источникам земельного права относятся специальные законы – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О недрах», ФЗ « О землеустройстве»,  ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.

В этом смысле, значение имеют Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные документы.

Судебная практика не относится к источникам отрасли, но позиции высших инстанций: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда  РФ принимаются во внимание при разрешении споров в нижестоящих судах.

Определяя место в земельного права в системе права, следует отметить, что земельное право связано с гражданским, градостроительным и административным законодательством.

Гражданское право регулирует имущественные отношения по обороту участков  в то время как земельное право устанавливает правила использования территорий, режим отдельных категорий участков.

Место гражданских отношений в земельном праве ограничено частноправовым, прежде всего, коммерческим интересом хозяйствующих субъектов. 

В отличие от административного права, в котором первостепенное значение уделяется субординации между государственными органами и гражданами (организациями), в системе земельного законодательства преобладают источники, устанавливающие правила регулирования отношений землепользования и землеустройства.

Связь земельного и градостроительного законодательства прослеживается при территориальном планировании городских территорий, зонировании и проведении мероприятий по охране отдельных категорий земель в рамках городских округов и поселений. 

Источник: //advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/novyj-resurs.html

На пенсии
Добавить комментарий