Субъекты международного гуманитарного права
Международное гуманитарное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств в период ведения военных действий, запрещающих и ограничивающих средства ведения войны, предусматривающих гуманизацию ее методов.
В 1899 г. в Гааге состоялась первая конференция мира, а в 1907 г. – вторая. Результат работы гаагских конференций мира – принятие 13 конвенций и декларации о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров.
После второй мировой войны полный запрет агрессивной войны был закреплен в уставе ООН, война объявлена тягчайшем преступлении против человека, а основной целью ООН провозглашено недопущение войны в будущем.
В 1949 г. состоялась Женевская конференция, результатом деятельности которой явилась крупномасштабная кодификация права вооруженных конфликтов. На женевской конференции были приняты следующие конвенции:
1) об улучшении участи раненных и больных в действующей армии;
2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
3) об обращении с военнопленными;
4) о защите гражданского населения во время войны.
· о защите жертв международных вооруженных конфликтов;
· о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Женевские конвенции 1949 г. с дополнительными протоколами 2007 г. – это основные источники современного права вооруженных конфликтов. Помимо них дейст
вует еще комплекс международных соглашений, посвященных регламентации отдельных аспектов ведения войны:
· Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Пакт Рериха, 1954 г.);
· Конвенция о запрещении военного или иного враждебного воздействие на природную среду (2006 г.).
Особую группу источников образуют договоры, запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия:
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие(1981 г.);
Конвенция о запрещении применения, накопление запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (2006 г.).
http://libraryno.ru/15-1-ponyatie-istochniki-principy-i-sub-ekty-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava-mezhdpravo/
С.И. Леншин Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право
В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.
Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .
Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.
Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
§ 4. Субъекты и объекты международного гуманитарного права
18 Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.
Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного государства, физического лица, международных организаций и включает:
– в-третьих, деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за свои действия (государства несут политическую и материальную ответственность; физические лица – уголовную, административную, гражданско-правовую).
Общепризнанными субъектами международного гуманитарного права являются:
– юридические лица, и в первую очередь государства, межгосударственные организации;
– физические лица – комбатанты, военнопленные, раненые и больные, гражданское население, сотрудники международных организаций, иностранцы, беженцы и вынужденные переселенцы, апатриды, бипатриды, наемники, лазутчики и шпионы.
19 Шестаков Л.Н. Императивные нормы в системе современного международного права. М., 1981.
Под объектом понимается то, на что направлена познавательная или иная деятельность. Объект обозначает определенные границы и пределы деятельности субъекта права.
Объектами в международном гуманитарном праве являются объекты, которые могут быть подвержены боевому воздействию, а также исключенные из их числа.
а) подразделения вооруженных сил (личный состав, вооружение и военная техника), за исключением медицинских формирований и санитарно-транспортных средств;
б) объекты (сооружения, здания), используемые (подготовленные к использованию) в военных целях;
в) иные объекты, которые своим характером, значением, размещением или использованием вносят эффективный вклад в боевые действия и чье полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация в данных условиях дают явное военное преимущество.
Военные объекты считаются законными целями для нападения, за исключением случаев, когда такие объекты относятся к категории особо опасных объектов. Военный объект остается таковым даже в том случае, если на нем находятся гражданские лица.
Медицинские формирования – медицинские части, подразделения и учреждения, предназначенные для медицинских целей.
Гражданские объекты – объекты, которые не являются военными. В случае сомнения в том, используется ли объект, который обычно предназначен для гражданских целей, в военных целях, объект считается гражданским.
Культурные ценности – объекты, являющиеся культурным и духовным наследием и имеющие важное значение для народов. Культурные ценности, имеющие специальную защиту, – культурные ценности, занесенные в Международный реестр культурных ценностей.
Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе Услуги и цены . Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
http://www.elective.ru/arts/uri01-k0537-p27322.phtml
Оглавление
- 1. Развитие гуманитарного права
- 2. Международное гуманитарное право как отрасль современного международного публичного права
- 3. Нормы и функции международного гуманитарного права
- 4. Источники международного гуманитарного права
- 5. Субъекты международного гуманитарного права
- 6. Принципы международного гуманитарного права
- 7. Права человека и Устав ООН
- 8. Защита прав человека Верховным комиссаром ООН по правам человека
- 9. Защита прав человека Верховным комиссаром ООН по делам беженцев
- 10. Международный суд ООН: состав, компетенция, принятие решений
- 11. Сфера действия международного гуманитарного права
- 12. Правовые последствия начала вооруженного конфликта
- 13. Прекращение военных действий
- 14. Понятие средств и методов ведения военных действий
- 15. Вероломство и военные хитрости
- 16. Военный шпион, доброволец, наемник
- 17. Экологические методы. Ведения военных действий
- 18. Морская война
- 19. Декларация о ликвидации голода и недоедания
- 20. Отравленное оружие, химическое и бактериальное оружие
- 21. Ядерное оружие, разрывные пули
- 22. Противопехотные мины, зажигательное оружие
- 23. Понятие защиты жертв войны
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное гуманитарное право. Шпаргалка (М. А. Оганова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5. Субъекты международного гуманитарного права
Особенности международного права – создание и регулирование государствами межгосударственных отношений.
Государство как субъект международного права не может применять свою власть в отношении другого государства, что выражено в неподчинении одного государства законодательству другого.
Международное право не содержит нормы, дающей решение вопроса о международно-правовом статусе образований, являющихся составными частями федеративного государства.
Известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, дающих право составным частям этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения.
Конституция РФ исходит из признания международной деятельности ее субъектов, но не конкретизирует формы этой деятельности. Сам термин «субъект международного права» использован только в Конституции Республики Татарстан.
Позиция РФ выражена в подписанных ею договорах о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и соответствующих республик.
К первой категории относятся Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Среди организаций второй категории принято выделять региональные международные организации, в которые объединяются государства, находящиеся в пределах района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов.
http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9E%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9C_%D0%90_%D0%95%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%AD_%D0%92_%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0/5 Комментариев пока нет!
Источник: http://otvetjurista.ru/juridicheskie-i-grazhdanskie-prava/subekty-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava.html
Понятие международного гуманитарного права и его основные функции
Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов существует как самостоятельная отрасль международного права. Его функции – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.
Возникновение современного международного гуманитарного права внесло существенные изменения в законы и обычаи войны. Уже к середине XIX в.
в отношениях между государствами складывается система правил, в соответствии с которыми военное насилие может применяться только к комбатантам; военнопленные рассматриваются в качестве временно задерживаемых лиц; государства должны заботиться о раненых и больных неприятеля, оказывать покровительство его военно-медицинскому персоналу.
Устанавливается норма, запрещающая применение вооруженной силы против мирного населения. Военная оккупация определяется как временное занятие территории противника; оккупирующее государство не приобретает суверенных прав на захваченную территорию; оно обязано уважать местные законы, традиции и обычаи.
Считается, что МГП возникло в 1864 г. после первой Женевской конференции, в ходе которой была принята “Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны”.
С помощью МГП регулируются отношения между сторонами — участниками вооруженного конфликта, как международного, так и немеждународного; во-вторых, упорядочиваются отношения воюющих с нейтральными государствами; в-третьих, ограничивается возможность сторон выбирать средства и методы ведения военных действий; в-четвертых, закрепляются меры, направленные на защиту лиц, которые не принимают или прекратили принимать непосредственное участие в военных действиях, а также гражданских объектов и объектов, имеющих важное значение для выживания гражданского населения.
Международное гуманитарное право имеет двойной объект своего воздействия: с одной стороны, оно призвано облегчать людские страдания, порожденные военными действиями, а с другой – оказывать реальную помощь лицам, пострадавшим от военных действий: раненным, пленным, а также гражданскому населению.
Субъект международного права – это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.
Виды субъектов МГП:
- Государства.
- Союзы государств.
- Международные организации.
- Коалиции государств.
Представителями субъектов МП являются:
Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств международных организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров.
Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления.
Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами.
Существует система принципов, разработанная швейцарским профессором Ж. Пикте, который предложил свести принципы МГП в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.
Основополагающие принципы:
- МГП имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах.
- Применение МГП не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.
- Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны.
- Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением, с тем, чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий.
- Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.
- Запрещается дискриминация по любому признаку.
- Серьезное нарушение норм МГП – уголовное преступление, подлежащее наказанию.
Общие принципы. Общие принципы тесно связаны с основными правами человека.
- Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
- Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на общепринятые юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав, предоставленных ему гуманитарными конвенциями.
- Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание. Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на гражданское население, на обозначенные МГП гражданские объекты.
- Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут распоряжаться захваченным имуществом. Оккупационные власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества.
Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий:
- Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны. Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы МГП или иные международные соглашения.
- Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоизмеримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.
- Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам, использование военной формы противника, знаков ООН, Красного Креста и другие аналогичные методы.
- При ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды.
Примеры нарушений МГП
- Разрушение талибами гигантских статуй Будды в центральной афганской провинции Бамиан в 2001 году. Уничтожение памятников доисламской эпохи (буддийских, зороастрийских, индуистских), начавшееся в Афганистане после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара 26 февраля 2001.
Несмотря на то, что в 1954 году Ирак и Сирия ратифицировали Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, она не исполняется.
- С июня 2014 по 13 февраля 2015 ИГИЛ разграбило и уничтожило не менее 28 религиозных зданий, представляющих историческую ценность.
«Послужной список» террористов включает множество актов вандализма: от уничтожения шиитских мечетей до подрыва центральной библиотеки и варварского разгрома музея в Мосуле, где погибли тысячи редких старинных книг и бесценных экспонатов.
В марте этого года экстремисты бульдозерами сровняли с землей исторические руины двух древних городов Хатры и Нимруда, входивших в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- И российскими, и грузинскими войсками применялось кассетное оружие, в результате чего гибли гражданские лица, и возникла угроза для значительного числа жителей, поскольку после этого остались неразорвавшиеся боевые элементы.
- Во время войны во Вьетнаме вьетнамцы устанавливали ловушки на лесных тропах, около американских баз, и будучи замаскированной под тонким слоем травы, листьев, грунта или воды, была трудно обнаруживаема. Размер ловушки был рассчитан точно под ногу в ботинке. Колья всегда смазывались нехорошими веществами.
Попадание ногой в такую ловушку, пробитие кольями подошвы и ранение почти наверняка вызывало заражение крови.
- Война в Ливии. Когда город был сдан оппозиции, охранники бросили три гранаты в помещение, где содержались заключенные, и затем открыли огонь.
Международная комиссия по расследованию, учрежденная Советом по правам человека, установила причастность антиправительственных сил к совершению военных преступлений и преступлений против человечности, в частности, она упомянула внесудебные казни, пытки, насильственные исчезновения, беспорядочные атаки и мародерство, Комиссия отметила, что власти не проводили расследование ни по одному из нарушений, совершенных антиправительственными силами, и «нарушения международного права в области прав человека продолжают происходить в условиях безнаказанности»
- В посёлке Мадайя в провинции Дамаск террористические группировки открыли огонь по автомобилям делегации Международного комитета Красного Креста и сирийского общества Красного полумесяца.
- Террористы из ИГИЛ стали прибегать к использованию химического оружия. Экспертами Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) было установлено, что еще в августе в городе Мареа к северу от Алеппо был применен иприт.
Заключение
Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов существует как самостоятельная отрасль международного права. Международное гуманитарное право имеет свой, отличный от других отраслей, специальный метод правового регулирования, реализующийся в период вооруженного конфликта, состоящий:
- во-первых, из установления факта начала, ведения, окончания войны, вооруженного конфликта;
- во-вторых, определения круга субъектов вооруженного конфликта;
- в-третьих, установления правового статуса комбатантов, гражданского населения и всех других участников правоотношений;
- в-четвертых, принятия международных договоров, порождающих права и обязанности сторон;
- в-пятых, процесса функционирования международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов; шестых, гарантии реализации норм международного гуманитарного права;
- в-седьмых, ответственности государств и физических лиц за нарушение норм МГП.
Функции международного гуманитарного права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения. Определяются сущностью и социальным назначением права в жизни мирового сообщества, по регулированию правоотношений в период войны, вооруженного конфликта международного и немеждународного характера, борьбы с международным терроризмом.
Источник: https://novainfo.ru/article/8363